Бендикс

05 апреля 2013г. - 20:23
Бендикс

Муфта свободного хода, называемая обгонной, или бендиксом – это составляющая механической трансмиссии, благодаря которой не передается обратный крутящий момент от ведомого вала к ведущему, если первый начинает быстрее вращаться. Обгонная деталь может применяться в двухтактных двигателях автомобилей, у которых торможение двигателем конструктивно невозможно из-за особенностей в системе смазки и чревато выходом его из строя.

Но более частым является применение муфты свободного хода в пусковом приводе двигателя внутреннего сгорания. Частота вращения, на которую рассчитан стартер, довольно низкая и нужна лишь для запуска. Когда пуск состоялся и двигатель набрал рабочие обороты, устройство должен отключиться.

Бендикс и выступает частью стартера, необходимой при пуске ДВС. Эта деталь служит для предотвращения его повреждения работающим двигателем автомобиля и срабатывает, даже если оставить ключ зажигания на пуске.

Чтобы определить неисправности в стартерном агрегате, может потребоваться диагностика автомобиля на станции техобслуживания и осмотр специалистов. Однако если при запуске двигателя водитель слышит металлический звук, возможно требуется замена бендикса, но прежде чем приступить к демонтажу, следует проверить другие возможные причины неисправности.

Если в момент пуска устройство не крутит или медленно крутит двигатель, следует проверить заряд аккумуляторной батареи, контакт на массе, целостность провода на клемме втягивающего реле, а также контакт между аккумулятором и стартером. Когда ДВС уже запущен, а он продолжает вращаться, нужно проверить группу контактов от замка зажигания.

Разбор бендикса

Если проверка контактов не устранила неисправности, необходимо демонтировать устройство и заменить муфту.

Все понадобятся инструменты, а также комплектующие для ее замены, которые можно найти в наших каталогах либо дать объявление о покупке деталей на сайте.

Небольшая инструкция, как снять бендикс:

  1. Наготове должны быть гаечные ключи, набор шестигранников и отверток. Работы нужно проводить на смотровой яме или на подъемнике. Снимаем минусовый провод с аккумулятора и защиту двигателя при необходимости.
  2. Откручиваем крепление от плюсового провода аккумулятора на втягивающем реле, и снимаем две клеммы, шестигранником отвинчиваем кронштейн.
  3. Отвинчиваем болт нижнего крепления накидным ключом и верхний болт с помощью трещотки с парой удлинителей и карданом. Отсоединяем кронштейн, осторожно вынимаем стартерное устройство.
  4. Отвинчиваем крепления крышки – шпильки, проходящие вдоль него. Разделяем агрегат на две половинки, при этом необходимо не потерять шарик из центрального углубления. Открутив с крышки винты, снимаем кожух. Маленькой плоской отверткой поддеваем шайбу, опускаем ее ниже и освобождаем стопор. Теперь шайбу со стопором можно снять. Снимаем щеточный узел, ротор, очищаем его и корпус стартера щетками.
  5. Сбиваем и снимаем второе стопорное кольцо с вала ротора. Теперь можно снять бендикс, оценить его состояние по сравнению с новым, при необходимости заменить. Далее проверяем втулки и вилку. Вынимаем резиновую заглушку, достаем вилку, освобождаем от обоймы, осматриваем.
  6. Выпрессовываем втулки с помощью подходящих по размеру головок. Изношенные втулки подлежат замене. Загонять втулки на место можно молотком с использованием деревянной прокладки.

Сборка осуществляется в обратном порядке, после чего можно проверять устройство на работоспособность.

Перед тем как поменять бендикс, его можно проверить старым проверенным способом. Для этого достаточно зажать обгонную муфту в тиски и привести в движение, используя аккумуляторную батарею.

К вращающейся шестерне поднести деревянную рейку. Если муфта свободного хода функционирует правильно, зубцы шестерни будут «съедать» дерево, и появится характерный горелый запах. Если же прикосновение рейки заблокирует движение зубьев шестерни, значит деталь неисправна.

Однако и при обнаружении неисправности, в большинстве случаев ее можно отремонтировать. Главное – это сохранность самого корпуса. При наличии повреждений и трещин в корпусе ремонт невозможен, и не остается ничего другого, как заменить бендикс.

Неисправный бендикс

Самая частая функциональная поломка подобного элемента – пробуксовка. После его разборки и промывки можно выявить характер неисправностей.

Наиболее распространенные из них:

  • загустевание или высыхание смазки,
  • ослабление натяжения пружин,
  • образование вмятин на корпусе от вдавливания роликов,
  • уменьшение диаметра роликов (диаметральный износ),
  • появление граней и натертостей на роликах (односторонний износ).

Поломки такого рода устраняются обновлением смазки, заменой шариков, или пружин.

Читайте также:
06 апреля 2013г. - 3:08
Автолюбители часто сталкиваются с такой проблемой, как растягивание тр...
04 апреля 2013г. - 3:56
Сцепление - это механизм передачи вращения, плавно включающийся и выкл...