Корзина сцепления

22 февраля 2013г. - 9:25
Корзина сцепления

Одной из самых ходовых моделей грузовиков отечественной автомобильной промышленности являются автомобили ЗИЛ 130 и ГАЗ 53.

В наше время очень популярными стали Газели. Это машина очень маневренная, простая и удобная в обслуживании. Газель позиционируется как коммерческий грузовик (микроавтобус).

На наших дорогах часто можно встретить также грузовик советских времен – ЗИЛ 130. В бывшем СССР в 1962 году началось легендарное производство этого автомобиля на заводе имени Лихачева.

Всего до 1993 года было выпущено 3380010 двухосных машин. Поэтому ЗИЛ 130 – один из массовых грузовиков-тягачей. Он предназначен для перевозки грузов, людей, буксировки различных прицепов. Рассчитанный на использование  при температуре от -40 до +50 градусов по Цельсию, до 81% относительной влажности, до 3005 м над уровнем моря.

Машина оснащена мощным и выносливым бензиновым двигателем с большим потенциалом. На шасси грузовика можно устанавливать фургон (для перевозки людей), холодильник (рефрижератор), специальное оборудование (лаборатории, флюорографический аппарат и т.п.). Впервые только на эти грузовики-тягачи были поставлены гидравлический усилитель руля, предпусковой подогрев мотора, трехместная кабина, коробка передач с синхронизаторами.

В 1974 году ЗИЛ 130 получил государственный знак качества бывшего Союза Советских Социалистических Республик.

Дизайном ГАЗ 53 послужил именно ЗИЛ 130. Прародителем ГАЗ 53 стал также ГАЗ 51. Производство этого автомобиля велось с использованием современных узлов и деталей с большей грузоподъёмностью того времени. Он выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1961 по 1993 год в различных модификациях. ГАЗ 53 – это средней грузоподъемности автомобиль.

Внешний вид корзины сцепления

Для таких грузовиков-тягачей применялся однодисковый сухой привод, расположенный в чугунном картере, полностью литом. На маховике двигателя (коленчатого вала) кожух закреплен восемью (специальными самоцентрирующимися) болтами. Шестнадцатью пружинами создается нажимное усилие, которое установлено между кожухом и выжимным диском, под пружины которого подложены теплоизоляционные кольца.

Корзина сцепления ЗИЛ 130 передает крутящий момент через выжимной ведомый стальной диск при помощи четырех пар пружинных пластин. Такой же принцип работы имеет корзина сцепления ЮМЗ, корзина сцепления ГАЗ 53 и корзина сцепления Газель некоторых других моделей.

Корзина сцепления для отечественных авто

Устройство, которое выключает всю систему, сделано из четырех рычагов, при помощи пальцев они соединяются с вилкой и нажимным диском. Между пальцами и рычагом используются игольчатые ролики.

Выключение ее регулируют гайками, ими выставляется положение этих рычагов. Гайки раскернивают, только после регулировки. В процессе эксплуатации рычаги больше не регулируются.

Ведомый стальной диск с фрикционными накладками и гасителем крутящих колебаний оси (демпфером фрикционного типа). Он сбалансирован. Муфта демпфера состоит из восьми пружин, которые равномерно расположенных по окружности.

Выжимной подшипник используется для выключения привода. Он устанавливается на муфте. В подшипнике со смазкой входит муфта. Вся смазка устанавливается на заводе. При эксплуатации не добавляется. Когда производиться замена корзины сцепления или ремонт корзины сцепления, тогда подшипник со смазкой подлежит замене на новый.

Регулировка корзины сцепления

Привод будет считаться правильно отрегулированным только тогда, когда зазор между рычагом выключения и подшипником включения будет равен 3,05-4,05 мм. Для управления им используется ножная педаль, которая закреплена на кронштейне, на левом лонжероне рамы машины.

Нижний конец педали соединен регулируемой тягой с рычагом вилки. Ход педали ограничен только упором в пол.

Теперь рассмотрим регулировку всей системы. Главное, это чтобы она в выключенном положении не буксовала. При нажатии на соответствующую педаль, она обязательно должна выключаться полностью (не должно как бы «вести»). Свободный ход педали должен находиться в пределах 34-51 мм. Полный ее должен быть не менее 179 мм.

Важный момент, на который нужно обратить ваше внимание при ремонте, регулировке и обслуживании привода – это скопившаяся и осевшая пыль на деталях. Она образуется при износе элементов во время эксплуатации автомобиля. Некоторые компоненты содержать вредный для нашего здоровья - асбест. Он способен накапливаться в лёгких даже при минимальных уровнях воздействия. Опасное для человека свойство связано с волокнистым строением асбеста. При попадании микроскопических волокон в легкие, может вызвать хронический бронхит, рубцовые изменения легочной ткани (асбестоз) и даже онкологические заболевания легких и плевры.

Категорически запрещается сдувать эту пыль, ртом, сжатым воздухом с компрессора, насоса. Потому что есть очень большая вероятность вдохнуть ее внутрь, если не вами, то окружающими вас людьми и животными. Необходимо смывать эту пыль, и только специальными очищающими жидкостями, например метиловым спиртом, но, ни в коем случае не водой и не бензином.

Читайте также:
22 февраля 2013г. - 10:30
Иногда у автомобилистов, которые занимаются самостоятельным обслуживан...
21 февраля 2013г. - 0:09
Система охлаждения закрытого вида состоит из: радиатора с поперечным п...