Муфта свободного хода

20 января 2012г. - 10:34
Муфта свободного хода

Муфта свободного хода служит для подключения-отключения между приводом и ступицей. Чтобы колеса автомобиля вращались вместе с ШРУСами, в ступицу переднего моста ставят муфты свободного хода. Различают муфты свободного хода (хабы) ручные и автоматические.

Муфты свободного хода хабы ручные весьма просто и надежно устроены. В них, блокировка ступицы осуществляется при помощи достаточно жесткого зацепления шестерни ступицы и колеса. Ручные хабы обеспечивают стопроцентную блокировку, поэтому у водителя есть гарантия, что при раскачке машины в грязи, передний мост не отключится.

Однако, если возникла необходимость в подключении переднего моста, то водителю нужно выйти из автомобиля, и вручную поставить хабы на передних колесах в положение "LOCK". А после этого подключать полный привод. И опять же, когда полный привод уже не нужен, то опять надо выйти из автомобиля и установить хабы в положение "FREE". При длительном торможении ручные хабы сильно нагреваются, поэтому желательно их выключать в перчатках. Хотя, конечно можно ездить на машине и с заблокированными хабами в режиме 2WD.

Муфта свободного хода фото

Рассмотрим принцип действия автоматических хабов. Он  заключается в том, что при подключении полного привода, то есть  подачи крутящего момента на передний карданный вал, шрусы начинают вращаться. Здесь включаются в работу автоматические хабы, и осуществляют блокировку. Чтобы вывести из зацепления хабы и шрусы нужно остановить автомобиль, и выключить полный привод. Потом сдать назад 3-5 метров, чтобы полностью вывести из зацепления хаб и ступицу, и избежать отключения переднего карданного вала от заднего. Передний мост будет вращаться, но полного привода не будет. Вроде бы все хорошо, даже из автомобиля не надо выходить. Но следует признать, что минусов в этой ситуации гораздо больше чем плюсов:

  • Во время езды на заднем приводе в хабе стачиваются друг с другом пластиковая обойма механизма зацепления муфты свободного хода и кольцо-трёхшиповик, и в тот ответственный момент, когда возникает необходимость в полном приводе, его просто не будет. Просто кольцу хаба не будет хватать хода чтобы совершить зацепление ШРУС – хаб - колесо.  
  • Можно применить самодельный вариант: образовавшийся износ сошлифовывается. Вытачивается кольцо из бронзы или латуни. Таким образом происходит восстановление высоты кольца, и трущаяся пара дополняется бронзовым (латунным) подшипником скольжения. У пластиковой обоймы так же необходимо прошлифовать верхнюю поверхность и вставить поверх нее другое бронзовое (латунное) кольцо. Таким образом изношенные детали восстанавливаются, и вносятся изменения в конструкцию подшипника скольжения получаем пару "бронза-бронза". Но этот вариант просто продлевает на некоторое время процесс стирания.
  • Автоматические хабы, в отличие от ручных, не обеспечивают стопроцентную блокировку. Если попытка въехать на горку получилась неудачной, и автомобиль скатывается назад на нейтрале, то автоматические хабы будут полностью отключены. И полный привод не включится, пока машина не проедет назад или вперед, до зацепления хаба с ШРУСом. На  размокшей глине автомобиль может крепко засесть, и очень может быть, что у Вас не будет этих нескольких метров, которые так необходимы для зацепления хабов.

Одна из последних разработок инженеров WARN - вакуумные хабы. Они работают так: при подключении полного привода, электронный сигнал подается на ваккумный насос, который откачивает воздух из хаба, что приближает его к ступице и соответственно блокировке. После отключения идет обратный процесс - воздух подается и хабы отсоединяются от ступиц.

Автомобиль переходит в задний привод. Все делается автоматически, и после отключения полного привода не надо сдавать назад. Но дело в том, что вся система вакуумных хабов изготовлена из трубок и сальников невысокого качества. Они не выдерживают эксплуатации, и начинают подкачивать воду, воздух, грязь…. В итоге, хабы перестают полностью блокировать. Производители, пока, эту проблему так и не решили.

Какие можно сделать выводы:

  • Если Вы много времени проводите на бездорожье, и поэтому постоянно необходим полный привод, то лучше всего установите ручные хабы.
  • Для езды в городских условиях, Вам будет достаточно автоматических хабов, которых приблизительно хватает на 40 000-60 000 км. Их надо время от времени проверять, и при износе менять на новые.
  • Вакуумные хабы стоят на всех новых автомобилях. Менять их нет никакого смысла до той поры, пока они не выйдут из строя. Ну а дальше просто можно или их постоянно менять по гарантии, или вместо вакуумных устанавливать автоматические хабы.

Муфта свободного хода стартера служит для защиты якоря стартера от разрушения центробежными силами после запуска двигателя. В стартерах малой мощности применяется роликовая муфта свободного хода. В дизельных стартерах - большой мощности роликовая муфта не гарантирует надежную передачу момента и расцепления. Здесь используют храповые муфты разных типов.

Муфта свободного хода

Муфта свободного хода стартера состоит из внутренней и внешней обоймы. При включении стартера, внутренняя обойма, соединенная с валом якоря, поворачивается. Ролики внутренней обоймы, заклиниваются между обоймами, и внешняя обойма с шестерней привода будет вращаться вместе с внутренней.

Двигатель начинает работать, скорость внешней обоймы возрастает и становится большей, чем у внутренней. При этом ролики, под действием силы трения отойдут в более глубокую часть канавок. В результате образовавшегося зазора между роликами и внешней обоймой, она будет свободно вращаться по отношению к внутренней обойме.

Муфта свободного хода, в данном случае, передает крутящий момент только от вала якоря к шестерне привода, а не наоборот. 

Читайте также:
11 марта 2012г. - 11:02
Шариковый подшипник – незаменимая деталь от древности до современности...
12 января 2012г. - 8:04
Муфта фрикционная — устройство, передающее вращательное движение посре...
Видео по теме с YouTube: